Реформирование электроэнергетики в России, процедура нового подключения

Реформирование электроэнергетики в России, процедура нового подключения

Промышленные предприятия и организации являются потреби, телями электрической энергии. Для ее получения им необходимо присоединиться к электрической сети, юридически оформить свои отношения и взаимодействовать с рядом субъектов электроэнергетики, органами по регулированию тарифов и другими организациями. Законодательство Российской Федерации об электроэнергетике основывается на Конституции РФ и включает в себя Гражданский кодекс РФ, Федеральный закон от 26.03.2003 № 35ФЗ «Об электроэнергетике», другие федеральные законы, регулирующие отношения в сфере электроэнергетики, указы Президента РФ и постановления Правительства РФ, принимаемые в соответствии с указанными федеральными законами.

Организации, осуществляющие деятельность в электроэнергетике (независимо от их организационноправовой формы), являются субъектами электроэнергетики; они могут выступать как субъекты оптового или розничного рынка. Выделены следующие виды деятельности:


• производство энергии (генерация) — деятельность по производству и продаже электроэнергии на оптовый или розничные рынки для дальнейшего преобразования, передачи, распределения и продажи потребителям;

• передача электрической энергии — комплекс организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электроэнергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с техническими регламентами;

• сбыт энергии — продажа электроэнергии другим лицам; эту деятельность могут осуществлять производители электроэнергии и сбытовые компании;

• оперативно-диспетчерское управление — комплекс мер по централизованному управлению технологическими режимами работы технических устройств электростанций, сетей и энергопринимающего оборудования потребителей, осуществляемому в целях обеспечения надежного энергоснабжения и качества электроэнергии.

В большинстве стран электроэнергетика сложилась и длительное время функционировала как вертикальноинтегрированная монополия. Субъект естественной монополии — хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. В электроэнергетике к сферам деятельности субъектов естественных монополий относятся только услуги по передаче электрической энергии и услуги по оперативнодиспетчерскому управлению.

Основным направлением реформирования является развитие конкуренции в тех видах деятельности, где это возможно. Демонополизация и развитие конкуренции осуществляются в сферах про изводства и сбыта электроэнергии, а также при оказании услуг по ремонту и проектированию — там постепенно должен произойти переход от регулируемых к свободным конкурентным ценам. Развиваются рынки электроэнергии: оптовый и розничные.

Государство осуществляет регулирование и контроль в электроэнергетике для достижения баланса экономических интересов поставщиков и потребителей, обеспечения доступности электрической и тепловой энергии для потребителей, защиты их прав, создания необходимых условий в целях привлечения инвестиций в эту сферу, развития конкуренции и обеспечения недискриминационного доступа к услугам субъектов естественных монополий.

Главный принцип — государство регулирует цены (тарифы) в тех сферах электроэнергетики, где отсутствуют условия для конкуренции (естественные монополии) или они ограничены (например, в условиях временного дефицита электроэнергии в отдельных зонах). Цены (тарифы) устанавливают федеральные органы исполнительной власти по регулированию естественных монополий и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий.

На оптовый рынок поставляется электроэнергия, вырабатываемая генерирующими компаниями, а также электростанциями региональных энергокомпаний и других производителей независимо от организационноправовой формы. Субъектами оптового рынка электроэнергии являются: поставщики электрической энергии (генерирующие компании); покупатели (энергосбытовые организации, крупные потребители, гарантирующие поставщики); совет рынка, коммерческий оператор, организация по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью; системный оператор.

Функционируют рынок на сутки вперед (РСВ) и балансирующий рынок (БР). Участники подают заявки на плановое почасовое потребление на РСВ, в которых указывают объемы электроэнергии (мощности) на каждый час и возможную стоимость этих объемов. На основании конкурентного отбора заявок поставщиков и покупателей на РСВ формируется цена на каждый час, по которой участники совершают сделки. Фактическое потребление участников рынка отличается от запланированного потребления, поэтому для покупки (продажи) недостающих (избыточных) объемов существует балансирующий рынок, где на основании заявок производителей в каждый час складывается цена балансирующего рынка на покупку и продажу объемов отклонений фактического потребления от планового объема участника рынка, оплаченных на РСВ.

В переходный период на оптовом рынке часть электроэнергии продают на основании договоров куплипродажи между поставщиками и потребителями, причем цены могут быть как регулируемыми (установленными регулирующими органами), так и свободными. С 01.01.2011 электрическая энергия в полном объеме будет поставляться по свободным (нерегулируемым) ценам. Создается также рынок мощности.

Постепенно в Российской Федерации на региональном уровне создаются розничные рынки электроэнергии. Темпы и особенности их создания и функционирования зависят от уровня развития экономики каждого региона, особенностей поставки, передачи и распределения электроэнергии. Там, где по техническим причинам развитие конкуренции временно окажется невозможным, будет осуществляться государственное регулирование.

Субъекты розничных рынков — это участники отношений по производству, передаче, куплепродаже и потреблению электрической энергии на этих рынках, а также по оказанию услуг, неразрывно связанных с процессом снабжения потребителей. К ним относятся: потребители; поставщики электроэнергии (энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики, производители электрической энергии, не имеющие права на участие в оптовом рынке); территориальные сетевые организации и субъекты оперативнодиспетчерского управления.

В каждом регионе должен быть гарантирующий поставщик, на которого возложена миссия обеспечения электроснабжения всех потребителей.

Это коммерческая организация, обязанная заключить договор куплипродажи электроэнергии с любым обратившимся к ней потребителем. Фактически от работы гарантирующего поставщика зависит вся жизнь региона, поэтому его выбору и условиям работы уделяется особое внимание.

Для получения электрической энергии любой потребитель должен быть подключен (технологически присоединен) к электрическим сетям. Технологическое присоединение носит однократный характер, т. е. не имеет срока действия и не требует переоформления в пределах уже присоединенной мощности. В правилах присоединения используется ряд понятий, связанных с мощностью:

• заявленная мощность — предельная величина потребляемой в текущий период регулирования мощности, определенная соглашением между сетевой организацией и потребителем услуг по передаче электрической энергии, исчисляемая в мегаваттах;

• максимальная мощность — величина мощности, обусловленная составом энергопринимающего оборудования и технологическим процессом потребителя, исчисляемая в мегаваттах;

• присоединенная мощность — совокупная величина номинальной мощности присоединенных к электрической сети (в том числе опосредованно) трансформаторов и энергопринимающих устройств потребителя электрической энергии, исчисляемая в мегавольтамперах;

• пропускная способность электрической сети — технологически максимально допустимая величина мощности, которая может быть передана с учетом условий эксплуатации и параметров надежности функционирования электроэнергетических систем.

Технологическое присоединение технически возможно, если одновременно соблюдаются три критерия:

1) сохраняются условия электроснабжения (установленной категории надежности электроснабжения и сохранения качества электроэнергии) для прочих потребителей, энергопринимающие установки которых уже присоединены к электрическим сетям (в том числе и в смежных сетевых организациях);

2) отсутствуют ограничения на присоединяемую мощность в объектах электросетевого хозяйства, к которым надлежит произвести технологическое присоединение;

3) не требуется реконструкция, расширение или сооружение новых объектов электросетевого хозяйства смежных сетевых организаций либо строительство новых генерирующих объектов.

В случае несоблюдения хотя бы одного из указанных критериев считается, что техническая возможность присоединения отсутствует. Если потребитель сомневается в обоснованности отказа, то он может обратиться в федеральный орган исполнительной власти по технологическому надзору (для получения заключения о наличии или отсутствии технической возможности), а также в антимонопольные органы или в арбитражный суд. С потребителя взимается однократная плата за технологическое присоединение. Размер ее устанавливает государственный орган по регулированию.

Процедура технологического присоединения включает в себя следующие этапы: подача заявки юридическим или физическим лицом; заключение договора об осуществлении технологического присоединения; выполнение сторонами мероприятий, предусмотренных договором; получение разрешения уполномоченного органа по технологическому надзору на допуск в эксплуатацию объектов заявителя; составление акта о технологическом присоединении и акта разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности.

В заявке должны быть указаны следующие сведения (для потребителей, суммарная присоединенная мощность которых не превышает 750 кВ • А):

• реквизиты и место нахождения заявителя;

• наименование и место нахождения энергопринимающих устройств, которые необходимо присоединить к электрическим сетям сетевой организации;

• максимальная мощность энергопринимающих устройств и их технические характеристики, число и мощность генераторов и присоединяемых к сети трансформаторов;

• число точек присоединения с указанием технических параметров элементов энергопринимающих устройств;

• заявляемый уровень надежности;

• заявляемый характер нагрузки и наличие нагрузок, влияющих на качество электроэнергии в точках присоединения;

• величина (с обоснованием) технологической и аварийной брони;

• сроки проектирования и поэтапного введения в эксплуатацию энергопринимающих устройств (с поэтапным распределением мощности).

Также к заявке прилагаются следующие документы:

• план расположения энергопринимающих устройств, которые необходимо присоединить к электрическим сетям сетевой организации;

• однолинейная схема электрических сетей заявителя с указанием возможности резервирования от собственных источников энергоснабжения (включая резервирование для собственных нужд) и возможности переключения нагрузок (генерации) по внутренним сетям

заявителя;

• перечень и мощность энергопринимающих устройств, которые могут быть присоединены к устройствам противоаварийной автоматики.

Перечень сведений устанавливается нормативноправовыми документами, поэтому сетевая организация не вправе требовать еще какихлибо сведений. После рассмотрения заявки сетевая организация обязана направить заявителю для согласования проект договора. Договор об осуществлении технологического присоединения содержит мероприятия по технологическому присоединению, обязательства сторон по их выполнению и сроки.

После заключения договора сетевая организация должна подготовить и выдать заявителю технические условия, в которых должны быть указаны:

• схемы приема (выдачи) мощности и точки присоединения к сети (вводные распределительные устройства, линии электропередачи и

др);

• обоснованные требования по усилению существующей сети в связи с присоединеним новых мощностей (строительство новых линий, подстанций, увеличение мощности трансформаторов, сечений проводов, установка устройств для обеспечения надежности и каче

ства электроэнергии и др.), обязательные для исполнения сетевой

организацией;

• требования к устройствам релейной защиты, регулированию реактивной мощности, противоаварийной и режимной автоматике, телемеханике, связи, изоляции и защите от перенапряжения, к контролю и поддержанию качества электроэнергии, а также к приборам учета электрической энергии и мощности (активной и реактивной) и др.

Технические условия обязательны для выполнения как заявителем, так и сетевой организацией; при этом разграничение обязательств определяется договором и учитывается соответственно при расчете платы за технологическое присоединение. Срок действия технических условий не может составлять менее двух и более пяти лет.

Для получения электроэнергии каждое предприятие (потребитель) должен иметь действующий договор с одним или несколькими субъектами электроэнергетики. Виды договоров и основные условия их заключения на розничном или оптовом рынке электроэнергии урегулированы нормативноправовыми актами.

В договор должны быть включены следующие существенные условия:

•величина максимальной мощности энергопринимающих устройств, технологически присоединенных к электрической сети, с распределением по каждой точке присоединения;

•величина заявленной мощности, в пределах которой сетевая организация принимает на себя обязательства обеспечить передачу электрической энергии в указанных в договоре точках присоединения;

•ответственность потребителя и сетевой организации за состояние и обслуживание объектов электросетевого хозяйства (фиксируется актом разграничения балансовой принадлежности и актом эксплуатационной ответственности сторон);

•обязательства сторон по оборудованию точек присоединения приборами учета и другими измерительными приборами.

Для заключения договора потребитель направляет в сетевую организацию определенный перечень документов, в котором должны содержаться: однолинейная схема электрической сети потребителя; объем присоединенной максимальной мощности и характер нагрузки (с распределением по каждой точке присоединения); объемы и предполагаемый режим передачи электрической энергии с разбивкой по месяцам; акты разграничения балансовой принадлежности электрических сетей и эксплуатационной ответственности сторон и другие сведения.

Поскольку в процессе электроснабжения задействовано несколько субъектов электроэнергетики, качество и надежность электроснабжения должны быть обеспечены их совместными действиями. Обязательства и ответственность каждого субъекта урегулированы законодательно или соответствующими договорами. Если потребитель имеет только договор энергоснабжения с гарантирующим поставщиком, то и всю ответственность за ненадлежащее исполнение обязательств несет гарантирующие поставщик, даже если это вызвано действиями третьих лиц (например, сетевой организации). Если же потребитель имеет отдельный договор с сетевой организацией, то в нем определяется ее ответственность за качество соответствующих услуг.

Аналогично решается вопрос ответственности за качество электрической энергии, поскольку оно обеспечивается совместными действиями различных субъектов электроэнергетики (в том числе гарантирующих поставщиков, энергосбытовых организаций, энергоснабжающих организаций, сетевых организаций, системного оператора и иных субъектов оперативнодиспетчерского управления, а также производителей и поставщиков электроэнергии на оптовом и розничных рынках). Все они отвечают перед потребителями за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по соответствующим договорам, в том числе за надежность снабжения их электроэнергией и ее качество в соответствии с техническими регламентами и иными обязательными требованиями.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Все об энергетике, электротехнике и электронике
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: