Несмотря на то что понятие «мероприятие по снижению потерь электроэнергии» кажется ясным без особых разъяснений, необходимо все же конкретизировать, какие действия, направленные на снижение потерь, можно отнести к МСП.
Странным выглядело бы, например, такое мероприятие по снижению хищения денег, как закрывание сейфов на ключ. То, что их не закрывали, просто головотяпство, и наведение элементарного порядка не может считаться «мероприятием». Вместе с тем такие действия, как пломбирование крышек счетчиков и устранение вибрации их оснований приводятся в некоторых нормативных документах как МСП. Кажется, что для повышения эффективности работ по снижению коммерческих потерь необходимо сначала поставить счетчики на открытые места, где «и дождик их мочит, и кроет их пыль», а затем планировать МСП в виде установки защитных ящиков. Можно также выставить их на мороз, а потом (в качестве МСП, разумеется) заниматься установкой устройств их подогрева.
Приведем три обязательных условия, при которых действие, направленное на снижение потерь, можно считать мероприятием по их снижению
Прежде всего, к МСП можно относить только мероприятия, снижающие потери в сети и в оборудовании, изначально функционирующих в нормальных технических условиях. Приведение условий в технически допустимые пределы не является МСП. Замена счетчиков на счетчики более высокого класса – это МСП; пломбирование крышек и устранение вибрации оснований счетчиков, устранение работы счетчиков в недопустимых условиях, проведение поверки и калибровки счетчиков с просроченными сроками и т. п. – нет. Замена ТТ с неоправданно высокими номинальными токами на более низкие – это МСП (так как и прежние ТТ работали в технически допустимых условиях), а устранение перегрузки их вторичных цепей – нет.
Сказанное относится и к МСП, требующим иногда существенных затрат. Автору приходилось на практике видеть уникальные случаи, например, фидер 10 кВ длиной более 160 км. В конце этого фидера напряжение было ниже 6 кВ. Разукрупнение такого фидера нельзя причислить к МСП (практически во всех сетях 0,4 кВ не соблюдались требования ГОСТ на качество электроэнергии), хотя происходящее при этом снижение потерь должно учитываться при определении норматива потерь.
Вторым условием является отсутствие отрицательного влияния мероприятия на безопасность персонала, качество выполнения им своих обязанностей, надежность электроснабжения и качество поставляемой электроэнергии. Продолжительность работ по плановому ремонту оборудования должна определяться в соответствии с технически и экономически обоснованными нормативами; ускорение таких работ увеличивает риск несчастного случая и снижает качество ремонта. Ставить задачу сокращения продолжительности плановых ремонтов по сравнению с нормативами неразумно.
Нормативную же продолжительность аварийных ремонтов вообще трудно установить в силу неодинаковости последствий различных аварий одного и того же типа. Учитывая неоднозначную оценку полезности сокращения продолжительности плановых ремонтов и неопределенность исходного показателя в случае аварийных ремонтов (сокращать продолжительность – по сравнению с чем?), сокращение продолжительности ремонтных работ не может считаться поощряемым мероприятием по снижению потерь электроэнергии.
Третьим условием является выполнение конкретной работы именно с целью снижения потерь. Действия, приводящие к сопутствующему снижению потерь, не являются МСП. Например, основной целью проведения ремонтов ВЛ под напряжением является не снижение потерь, а сохранение во время ремонта возможности передачи требуемых объемов электроэнергии без ограничений и без снижения надежности электроснабжения, поэтому рассматривать эти работы как МСП нельзя. Кроме того, проведение ремонтов ВЛ под напряжением не снижает потери по сравнению с их фактическим значением, а только обеспечивает их неувеличение.
Эффект от таких работ может быть определен по принципу «могло быть хуже». В то же время в существующей отчетности этот эффект складывается с эффектом от других мероприятий. При определении потерь после проведения МСП суммарный эффект, определенный таким образом, вычитается из начального значения потерь, что является очевидной ошибкой. Недопустимость включения таких работ в перечень МСП можно считать четвертым условием.
Кроме условий, при которых действие, направленное на снижение потерь, можно считать мероприятием по снижению потерь, необходимо отметить и условия, при которых МСП можно включать в нормативный документ, устанавливающий отчетность об их проведении. Перечень любых возможных МСП полезно приводить в учебной литературе. Условием же включения мероприятия в перечень отчетных МСП является, во-первых, наличие способа четкой количественной оценки его воздействия на потери, а во-вторых, хоть какая-то предварительная оценка его весомости. Эффективность МСП может оцениваться только в виде экономии киловатт-часов.
Если способ количественной оценки отсутствует (хотя и ясно, что к какому-то положительному эффекту планируемые работы приведут), такое МСП не должно содержаться в нормативном документе, устанавливающем отчетность об их проведении. Устанавливать же отчетность по каждому мелкому МСП с присвоением ему кода (для последующей обработки) является, по мнению автора, рецидивом социалистической системы тотального планирования и необъяснимого желания знать, например, сколько же счетчиков в России в отчетном году перестало вибрировать.
Отчетность по объемам проводимых МСП в единицах «количество расчетов» вообще не имеет никакой практической ценности. Еще более нелогичной является такая детальность в документах, представляемых на стадии планирования МСП.
Вопрос о необходимости отчетности о проведенных (и особенно о планируемых) МСП можно поставить и более кардинально. Проведение МСП является внутренним делом сетевой организации. В их проведении сетевая организация заинтересована в большей степени, чем организации, требующие такую отчетность. Все внешние воздействия на сетевую организацию в части потерь электроэнергии должны ограничиваться установлением норматива потерь.
Устойчивость и надежность работы электрических сетей являются не менее важными показателями, чем уровень потерь, однако в этих областях отсутствует централизованная система планирования и отчетности мероприятий по повышению этих показателей. Отчетность о произошедших авариях имеет совсем другой смысл. Отчетность о планируемых и проведенных МСП только загружает ненужной работой специалистов сетевых организаций, она не применяется ни в одной стране мира с рыночной экономикой и, по мнению автора, должна быть отменена.
Требует уточнения и терминология в области МСП. Разделение МСП на организационные и технические не раскрывает их сути. Для проведения любого МСП требуются организационные усилия, и любое МСП является техническим (не гуманитарным же!). 201 Поэтому все действия, предшествующие реальному проведению МСП, целесообразно считать «мероприятиями по организации работ по снижению потерь электроэнергии». В их число входят:
- выпуск организационно-распорядительных документов, устанавливающих ответственность подразделений и конкретных лиц за различные участки работ по снижению потерь;
- проведение мероприятий по повышению квалификации работников;
- внедрение программного обеспечения расчетов потерь;
- проведение расчетов по определению структуры потерь, анализ потерь с целью выявления мест с повышенными потерями, выбор МСП с оценкой их эффективности;
- разработка плана МСП;
- выделение средств и материальных ресурсов для приобретения необходимого оборудования, его доставки и установки;
- разработка системы стимулирования персонала к снижению потерь электроэнергии;
- введение системы контроля за проведением работ по снижению потерь электроэнергии и соответствующей системы их учета и анализа;
- установление в договорах электроснабжения условий потребления реактивной энергии потребителями в соответствии с действующими нормативными документами.
Собственно же мероприятиями по снижению потерь являются практические действия, приводящие к реальному снижению потерь. Исходя из особенностей получения эффекта МСП могут быть разделены на следующие четыре группы:
- мероприятия по улучшению режимов работы электрических сетей;
- мероприятия по реконструкции электрических сетей, осуществляемые с целью снижения потерь;
- мероприятия по совершенствованию системы учета электроэнергии;
- мероприятия по снижению хищений электроэнергии.
Воздействие на потребителей с целью реализации ими режимов потребления реактивной энергии, установленных в договорах электроснабжения (в том числе за счет установки КУ в своих сетях) трудно считать мероприятием по снижению потерь, проводимым энергоснабжающей организацией, в силу отсутствия механизма такого воздействия. Потребитель вправе как устанавливать КУ, так и оплачивать повышенное потребление реактивной энергии.
Во втором случае снижения потерь не происходит, энергоснабжающая организация лишь получает за них денежную компенсацию. В чем может заключаться «воздействие», заставляющее потребителя выбрать именно первый путь? К тому же энергоснабжающая организация часто предпочитает получить денежную компенсацию, не особо настаивая на установке КУ. Более подробно эти вопросы рассмотрены в гл. 7.
К мероприятиям по улучшению режимов электрических сетей относятся:
- реализация оптимальных режимов замкнутых электрических сетей 110 кВ и выше по напряжению и реактивной мощности;
- установка и ввод в работу автоматических регуляторов напряжения на трансформаторах с РПН и автоматических регуляторов реактивной мощности на ее источниках;
- установка на подстанциях средств ТИ параметров режима сети и средств АСКУЭ;
- перевод неиспользуемых генераторов электростанций в режим СК при дефиците реактивной мощности в узлах сети;
- проведение переключений в схеме сети, обеспечивающих снижение потерь электроэнергии за счет перераспределения ее потоков по линиям, в том числе за счет оптимизации мест размыкания контуров различных номинальных напряжений;
- осуществление РН в центрах питания радиальных сетей 6–110 кВ, обеспечивающего минимальные потери электроэнергии в сети при допустимых отклонениях напряжения у потребителей электроэнергии;
- размыкание линий 6–35 кВ с двухсторонним питанием в точках, обеспечивающих электроснабжение потребителей при минимальных суммарных потерях электроэнергии в сетях 6–35 кВ и выше и сохранении необходимой надежности электроснабжения;
- отключение в режимах малых нагрузок одного из трансформаторов на подстанциях с двумя и более трансформаторами;
- выравнивание нагрузок фаз в сетях 0,4 кВ.
К мероприятиям по реконструкции электрических сетей относятся:
- разукрупнение подстанций, ввод дополнительных ВЛ и трансформаторов для разгрузки перегруженных (по экономическим, а не техническим условиям!) участков сетей, замена малозагруженных трансформаторов на подстанциях (в том числе и их перемещение на другие подстанции), ввод дополнительных коммутационных аппаратов, обеспечивающих возможность переключения участков сетей на питание от других подстанций, и т. п.;
- ввод КУ на подстанциях сетевой организации;
- ввод технических средств регулирования потоков мощности по линиям (трансформаторов с продольно-поперечным регулированием и вольтодобавочных трансформаторов).
Замену трансформаторов с ПБВ, переключение ответвлений которых возможно только при отключении трансформатора от сети, на трансформаторы с РПН, переключение ответвлений которых возможно и под нагрузкой, проводят, как правило, не для снижения потерь, а для обеспечения требуемого качества электроэнергии. Это обычно приводит и к сопутствующему снижению потерь электроэнергии. Если качество электроэнергии обеспечивалось и трансформатором с ПБВ, а установка трансформатора с РПН осуществляется только с целью снижения потерь, то такую установку можно считать МСП. Затраты на такую работу могут окупиться за счет снижения потерь, если речь идет о трансформаторе связи сетей различных напряжений в замкнутой сети или трансформаторе в центре питания радиальной сети 35–110 кВ, но вряд ли, если это тупиковый трансформатор 35–110/10 кВ.
К мероприятиям по совершенствованию системы учета электроэнергии относятся:
- замена измерительных трансформаторов на трансформаторы с повышенными классами точности и номинальными параметрами, соответствующими фактическим нагрузкам;
- замена существующих приборов учета электроэнергии на новые приборы с улучшенными характеристиками;
- установка приборов технического учета электроэнергии на радиальных линиях, отходящих от подстанций (головной учет).
К мероприятиям по снижению хищений электроэнергии относятся:
- периодические проверки условий работы электросчетчиков расчетного учета у потребителей и выявление хищений электроэнергии;
- замена на ВЛ 0,4 кВ обычных «голых» алюминиевых проводов изолированными проводами, затрудняющими несанкционированное подключение к линии.