Телемеханизация позволяет собирать, передавать информацию о функционировании объектов электрической сети, а также передавать команды диспетчерского управления обозначенным объектам. Для организации телемеханизации используются устройства телемеханики, которые в комплексе с каналами связи формируют систему телемеханики.
Благодаря телемеханизации достигается ряд эффектов:
– улучшается общая надёжность энергосистемы и повышается качество обслуживания потребителей;
– значительно улучшается уровень оперативно-диспетчерского реагирования и управления;
– оперативное управление схемой электросети посредством дистанционного управления коммутационным оборудованием (ВВ, МВ) подстанций;
– уменьшается время готовности оборудования при оперативном реагировании на возникшие аварийные ситуации;
– снижаются эксплуатационные затраты, которые связаны с мониторингом оборудования электросетей;
– осуществляется анализ энергопотребления электроэнергии за отчётные периоды времени; реализуется дальнейшая модернизация комплексов телемеханики и диспетчеризации на базе общесистемного подхода.
Возможности комплексов телемеханики:
– выполнение команд телеуправления, телесигнализации и телеизмерений;
– использование web-интерфейса для публикации отчётов; установление прав пользователям и их авторизация;
– использование каналов связи сетей GSM CSD/GPRS, Ethernet 10/100, телефонных линий, радиоканалов;
– мониторинг функциональности и исправности электрооборудования, а также каналов связи;
– энергетический учёт по всем ячейкам и в отдельности;
– уведомление оператора об аварийных ситуациях либо других значимых событиях;
– навигация по мнемосхемам, структуре комплекса;
– вывод станционных параметров (общая мощность, напряжение системы шин и т.п.), и телесигналов (охрана, авария и пр.);
– телесигналы ячейки (Опер. Ток, МТЗ, положение МВ, З.З. и др.);
– измерение параметров ячеек (энергия, мощность, ток и пр.);
– полное предоставление отчёта диспетчеру по функционированию подстанций, их отдельным ячейкам, а также по всей системе в целом.
Подстанции по праву обслуживания разделяют на группы: А, Б, В. К А группе относятся подстанции, не имеющие персонала, обзор которых полностью вынесен на централизованное обслуживание. Также к таким подстанциям обеспечивается комфортный и быстрый подъезд выездного персонала не позднее 1 часа для проведения ремонтных работ, ликвидации нарушений, аварий, осуществления надзора, переключения.
В группу Б и В входят подстанции, которые имеют местный обслуживающий персонал. Ремонт и эксплуатация подстанций группы Б реализуются в дневное время, а устранение аварий и нарушений по мере необходимости. Для подстанций группы В, работы и надзор производятся в определённое время суток, а персонал проживает поблизости от подстанции. Вызываемый человек должен иметь возможность добраться не позднее 15 минут после срабатывания сигнализации на подстанции.
Подстанции группы В не рекомендуется телемеханизировать. Для подстанций групп А и Б может применяться телемеханизация в случаях, когда по условиям функционирования есть необходимость бесперебойного снабжения потребителей и частых оперативных переключений выключателей.