Регламентация взаимоотношений производителей и потребителей по вопросам качества продукции существует во всех странах.
Основными направлениями государственного регулирования качества продукции являются:
- правовая защита потребителей в вопросах качества продукции;
- стандартизация;
- сертификация продукции;
- обеспечение единства измерений;
- государственный контроль и надзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов, правил обязательной сертификации и за сертифицированной продукцией (работами, услугами).
Провозглашаемый «рыночниками» экономический суверенитет потребителя как определяющее условие свободных взаимоотношений между производителем и пагребителем в случае обеспечения качества электрической энергии плохо исполним.
Экономический суверенитет потребителя — право и реальная возможность в рамках имеющихся средств приобретения всего, что покупатель считает нужным для производственного или личного потребления; свобода выбора продавца, места, времени и других условий покупки.
Качество электроэнергии однозначно понимается как степень выполнения требований нормативных документов, соответствия показателей качества электрической энергии стандартам.
Потребители — физические и юридические лица, как правило, имеют взаимоотношения с двумя организациями: сбытовой, осуществляющей продажу электрической энергии (договоры купли — продажи электрической энергии), и сетевой, транспортирующей ее (договора на транспорт электрической энергии). При этом, как уже отмечалось выше, влияние на показатели качества электроэнергии могут оказывать как сетевая организация, так и потребители.
В договорах между сетевой и сбытовой организацией, как правило, прописаны требования обеспечения соответствия качества электроэнергии ГОСТ 13109—97. При такой системе договоров (отсутствие прямых договоров между сетевой организацией и потребителем на оказание услуг по передаче электрической энергии) сетевой организации сложно, а иногда невозможно обеспечить соответствие показателей качества электрической энергии требованиям ГОСТ, поскольку сбытовая организация в договорах купли — продажи электрической энергии с потребителями, вносящими искажения в точке общего присоединения, не прописывает требований к ограничению уровней этих искажений.
В последнее время все чаще заключаются договора на транспорт электрической энергии между сетевой организацией и потребителями, в которые тоже включается пункт по качеству.
Взаимоотношения с потребителями, в том числе и по качеству электроэнергии, осуществляет договорной отдел, отдел по работе с потребителями или другие подразделения.
Это подразделение консолидирует входящую информацию, подготавливает ответы потребителям, при необходимости подключает юристов, диспетчеров, метрологов, подразделения контроля качества электрической энергии, другие отделы и службы.
Взаимоотношения с государственными органами складываются подругому. На сегодняшний день контроль за работой по качеству электрической энергии обеспечивают две государственные структуры — Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) и Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Госстандарт).
Проверки, проводимые Ростехнадзором, проходят по линии подразделений технического контроля.
Проверки, проводимые Федеральным агентством по техническому регулированию (Госстандартом), проходят по линии подразделений метрологического обеспечения и являются составной частью государственного метрологического надзора.
Проверки ведутся территориальными региональными органами вышеупомянутых органов, что часто приводит к сложностям при проверке межрегиональных сетевых организаций. Проверяющие пытаются рассматривать региональные структурные подразделения как юридическое лицо, что приводит к юридическим коллизиям, поэтому очень важно привлечение юридических подразделений для выполнения проверок.