При сертификации системы управления качеством электроэнергии, в рамках действующей Российской системы сертификации (РОСС), следует использовать существующие принципы по подтверждению качества. Данные принципы учитывают интересы производителей, в данном случае являющихся в процессе сертификации заявителями, органов по сертификации как специализированных экспертных организаций и контролирующих органов, несущих ответственность за «техническое регулирование» в рамках правового поля с учетом интересов как производителей услуг по передаче электрической энергии, так и потребителей электрической энергии.
Применяемый сейчас порядок проведения сертификации электрической энергии не учитывает интересы ни одного из участников процесса подтверждения качества электроэнергии и не дает никаких предпосылок для повышения качества передаваемой электроэнергии. Данное положение дел сводит к нулю эффект от проведения больших и дорогостоящих работ по сертификации электрической энергии в рамках существующих правил по сертификации электрической энергии.
Существующие правила по сертификации электрической энергии дают возможность только констатировать факт передачи электрической энергии, качество которой соответствует (или не соответствует) техническим регламентам только на период проведения сертификационных испытаний и только в точках проведения испытаний. В остальные периоды времени после проведения сертификации электрической энергии, но до начала проведения инспекционного контроля (если это предусмотрено схемой проведения сертификации), орган по сертификации фактически не может контролировать качество электроэнергии, передаваемой через центры питания, ранее указанные в сертификате соответствия. В руках органа по сертификации есть определенные методы контроля за качеством электроэнергии, например внеочередной инспекционный контроль качества электрической энергии. Внеочередной инспекционный контроль качества электрической энергии, как правило, органами по сертификации электрической энергии не применяется в связи со сложностями в его организации.
Применяемый сейчас порядок сертификации электроэнергии не позволяет отражать изменение электрических сетей в течение срока действия ранее выданного сертификата. В процессе эксплуатации в электрических сетях происходят процессы модернизации оборудования, изменения топологии сети, реконструкции, присоединения новых или отключения ранее присоединенных потребителей, что подразумевает под собой изменение параметров электроэнергии передаваемой потребителям. В соответствии с действующими правилами по сертификации заявитель (сетевая компания) обязан уведомить орган по сертификации о данных изменениях.
При существенном техническом изменении электрических сетей орган по сертификации обязан принять решение об аннулировании ранее выданного сертификата соответствия ввиду того, что параметры электроэнергии не соответствуют параметрам ранее сертифицированной электроэнергии. В электрических сетях данные изменения происходят постоянно, в связи с этим процесс сертификации в рамках существующих правил по сертификации электроэнергии закончить невозможно, ввиду необходимости постоянно дополнять или вносить изменения в перечень центров питания, заявляемых на сертификацию электроэнергии.
В результате можно признать, что существующий порядок подтверждения качества электроэнергии не обеспечивает осуществления цели, ради которой он создавался — передачи потребителям электроэнергии, качество которой соответствует техническим регламентам.
Принципы регулирования и подтверждения качества электроэнергии должны опираться на принципы взаимовыгодного партнерства всех участников рынка электроэнергии, имеющих возможность влиять на качество электроэнергии, и экспертные организации, подтверждающие соответствие качества электроэнергии или системы по поддержанию качества электроэнергии, «систему управления качества электрической энергии».
Система управления качества электроэнергии должна раскрывать и четко отражать распределение функций между субъектами рынка электроэнергетики по поддержанию качества передаваемой электроэнергии, а также указывать на порядок и источники финансирования программ по поддержанию качества передаваемой электроэнергии.
Внедрение системы управления качества электроэнергии в сетевой компании подразумевает организацию системы мониторинга показателей качества электроэнергии, выявления несоответствий и механизмов их устранения. Система мониторинга показателей качества электроэнергии опирается на периодический, непрерывный и иной контроль качества электроэнергии, обеспечивающий поступление достоверной информации о качестве передаваемой электроэнергии.
Система мониторинга включает в себя обработку результатов контроля качества электроэнергии, выявление несоответствий качества передаваемой электроэнергии. При выявлении несоответствий сетевая компания обязана в кратчайшие сроки устранить причины несоответствий. Методы устранения несоответствий должны быть закреплены во внутренних утвержденных регламентах, стандартах предприятия. Устранение несоответствий структурно может иметь следующую последовательность:
- установление причин возникновения несоответствий;
- разработка мероприятий по устранению причин несоответствий, включающих в себя проведение организационных мероприятий, проведение мероприятий в порядке текущей эксплуатации и ремонта, проведение замены основного оборудования и реконструкции электрических сетей, изменение топологии сетевого района электроснабжения;
- планирование исполнения мероприятий по устранению причин несоответствий с определением сроков их реализации;
- реализация мероприятий по устранению причин несоответствий;
- проведение внеочередного контроля качества электроэнергии на объектах, в которых были реализованы мероприятия по устранению причин несоответствий;
- проведение анализа эффективности реализованных мероприятий.
Внутренние регламенты должны четко распределять ответственность между структурными подразделениями организации за разработку и реализацию мероприятий по устранению несоответствий.
Именно экспертная оценка внутренних регламентов, работа структурных подразделений сетевой компании в соответствии с регламентами и должны являться основаниями для выдачи или отказа в выдаче сертификата соответствия на систему управления качеством электроэнергии. Сертификат соответствия системы управления качеством должен являться основным документом, подтверждающим качество передаваемой электроэнергии. Наличие сертификата соответствия системы управления качеством будет подтверждать надежность и устойчивость процесса передачи потребителю качественной электроэнергии, а также в достаточной мере гарантировать потребителям восстановление качества передаваемой электроэнергии при выявлении несоответствий в кратчайшие сроки, как рассматривалось ранее.
Сертификация системы управления качеством электроэнергии может оказаться действенным инструментом технического регулирования электроэнергетики, в отличие от существующего порядка подтверждения соответствия качества передаваемой электроэнергии.
В силу несовершенства законодательства РФ существуют прецеденты отказа признания региональными налоговыми органами затрат на проведение контроля качества электроэнергии и обязательной сертификации электрической энергии как затрат профильной деятельности. В связи с этим очень часто работа по контролю качества электроэнергии и обязательной сертификации электроэнергии сетевыми организациями финансируется или производится хозяйственным способом по остаточному принципу. Из этого следует, что существующий порядок подтверждения качества электроэнергии не вполне приемлем для сетевых организаций и, как следствие, является неработающим.
В отличие от существующего порядка по подтверждению соответствия качества электроэнергии в электрических сетях, затраты на «Систему управления качеством электрической энергии» являются экономически целесообразными ввиду того, что позволяют сетевым организациям контролировать и при необходимости восстанавливать качество передаваемой электроэнергии хозяйственным способом без нарушения законодательных актов и технических регламентов.
Система управления качеством в основном предусматривает проведение сетевой компанией эксплуатационных мероприятий, связанных с основной деятельностью предприятий, что позволяет сетевым компаниям на легитимном основании заявлять расходы на поддержание системы управления качеством как профильные расходы предприятия.
Переход от сертификации качества электроэнергии как вида продукции (товара) к обязательной сертификации системы управления качеством электроэнергии позволит в рамках существующего правового поля сетевой организации любой формы собственности и любой величины своевременно и полном объеме выполнять свои обязательства по передаче качественной электроэнергии в границах своей ответственности.
В дальнейшем, возможно, есть смысл рассмотреть перспективы сертификации интегрированной системы управления качеством электроэнергии, охватывающей весь ее жизненный цикл: генерации, транспортирования, распределения и потребления.