Управление качеством электроэнергии на уровне территориальной сетевой организации возможно одним из двух способов.
Первый заключается в четком распределении функций и задач управления качеством электроэнергии между существующими структурными подразделениями. При этом не создается специализированное структурное подразделение управления качеством электроэнергии.
Второй предполагает в дополнение к первому варианту выделение функций координации и организационно-методического обеспечения и создание специального структурного подразделения управления качеством электрической энергии.
Каждый из этих двух вариантов имеет свои преимущества и свои недостатки. Так, преимущество первого варианта заключатся в том, что все участники производственного процесса несут ответственность за качество электроэнергии. Ни у кого не возникает вопросов, что кто-то другой за все отвечает и должен решать все вопросы, связанные с качеством электроэнергии.
Недостаток состоит в том, что ряд координирующих функций никто не выполняет, никто не решает организационных и методических вопросов общего характера.
Дополнительные обязанности выполнения процедур управления качеством электроэнергии распределяются между техническими отделами предприятия (ПТО, ОДС, метрологическая служба и т. д.). Общая ответственность за организацию и контроль за выполнением процедур возлагается на главного инженера (заместителя генерального директора по техническим вопросам). Данная структура не показала себя как рабочий вариант, так как в большинстве случаев главный инженер и без того перегружен решением различного рода проблем.
Второй вариант лишен указанного недостатка, так как функции управления и контроля над процессами управления качеством электрической энергии возлагаются на Базовую организацию метрологической службы (БОМС). При этом в организации создается испытательная лаборатория по контролю качества электрической энергии, находящаяся в прямом подчинении БОМС. К сожалению, в этом случае у части работников организации нередко возникает чувство, что есть специально выделенные люди, которые и должны решать все проблемы, связанные с качеством электроэнергии, т. е. снижается ответственность каждого работника за качество электрической энергии. Данная структура показала себя как рабочий вариант, но КПД такой структуры мог быть и выше.
Наиболее оптимальным решением является создание на предприятии отдела качества, занимающегося вопросами системы менеджмента качества, которые, к сожалению, зачастую сводятся к контролю за документооборотом внутри предприятия.
Наиболее оптимальной структурой распределения обязанностей видится следующая:
- отдел качества, находящийся в непосредственном подчинении у генерального директора (или главного инженера). Функции отдела — организация, контроль за выполнением процессами управления качеством электроэнергии, мониторинг, анализ и разработка предложений по улучшению качества электроэнергии. Отдел качества непосредственно доводит до руководства результаты анализа проведенной работы, а также предложения по улучшению качества электроэнергии (рис. 14);
- испытательная лаборатория по контролю качества электроэнергии. Функции лаборатории — проведение испытаний;
- БОМС. Функции БОМС — обеспечение своевременной поверки СИ, TH и ТТ;
- отдел технологических присоединений. Функции отдела — выдача технических условий на технологическое присоединение, в соответствии с требованиями к показателям качества электроэнергии;
- диспетчерская служба. Функции службы — управление технологическим процессом;
- служба режимов в ОДС. Функции службы — ведение базы данных распределительных сетей, проведение расчетов потерь напряжения;
- служба распределительных сетей, служба эксплуатации подстанций — СЭП (комплексная служба подстанций — КГП). Функции службы — сбор и передача информации в службу режимов об измеренных нагрузках, изменениях в схемах и данных о сезонном переключении устройства переключения без возбуждения (ПБВ);
- служба транспорта электрической энергии. Функции службы — регистрация жалоб и контроль за их исполнением. Служба несет ответственность за организацию мероприятий по сбору исходных данных, подтверждению или опровержению причин, явившихся предметом обращения, — жалобы на качество передаваемой электроэнергии, а также формирование аргументированного ответа на обращение — жалобу.
В любом варианте общее руководство системой управления качеством должен возглавлять руководитель организации, отвечающий за всю деятельность организации и за экономические результаты, которые в условиях вводимой системы тарифного регулирования в электрических сетях RAB (Regulatory Asset Base — регулируемая база задействованного капитала) не могут быть высокими при «плохом» качестве электроэнергии. Практическое руководство созданием и функционированием системы управления качеством электроэнергии осуществляет один из заместителей первого руководителя, которому поручена эта работа.
Исходя из сложившихся на сегодняшний день структур региональных и межрегиональных сетевых компаний, реально эту работу может возглавить либо заместитель генерального директора по техническим вопросам (главный инженер), либо заместитель генерального директора по реализации и оказанию услуг (транспорту электрической энергии).
Проведение технического контроля качества электроэнергии может выполнять специально созданное структурное подразделение, либо, что бывает чаще, эти функции возлагаются на существующее. Однако в этом случае все равно не избежать создания в существующем структурном подразделении специализированной структурной единицы.
Если в региональной сетевой компании можно построить двухступенчатую структуру контроля качества электроэнергии, то в межрегиональной надо иметь трехступенчатую.
Трехступенчатая вертикально-интегрированная система должна состоять из:
- структурного подразделения (структурной единицы) межрегионального аппарата управления;
- структурного подразделения (структурной единицы) исполнительного аппарата регионального управления;
- структурного подразделения производственного отделения электрических сетей (цеха, участка), выполняющего функции технического контроля.
Каждая из ступеней самостоятельно решает задачи контроля своего уровня, а все вместе составляют единую систему.
Структурное подразделение (структурная единица) межрегионального аппарата управления выполняет задачи координации и организационно-методического обеспечения контроля качества электрической энергии. Может иметь структуру департамента, отдела, сектора.
Структурное подразделение (структурная единица) исполнительного аппарата регионального управления выполняет задачи организации всех видов контроля качества электроэнергии, является региональным центром расчета и обработки измерений показателей качества электроэнергии распределительной сети, выдачи заключений (актов несоответствия), технической поддержки производственных отделений. Может иметь структуру отдела, службы, лаборатории.
Структурное подразделение производственного отделения, выполняющее функции технического контроля, решает задачи организации и проведения всех видов замеров показателей качества электроэнергии, контроля подготовки расчетных данных сети, контроля выполнения мероприятий по актам несоответствия качества передаваемой электрической энергии. Может иметь структуру службы, участка, цеха и т. д.