Сертификация в Российской Федерации основана на законах РФ № 2ФЗ «О защите прав потребителей», № 184ФЗ «О техническом регулировании» и других нормативных актах.
Главная цель национальной системы сертификации РОСС — содействовать отечественным предприятиям в сохранении устойчивых позиций на внутреннем рынке и повышении конкурентоспособности на внешнем.
Российская система сертификации состоит из:
- систем обязательной сертификации, установленных законами Российской Федерации («О пожарной безопасности», «Об оружии», «О космической деятельности» и т. п.):
° система сертификации ГОСТ Р;
° система сертификации авиационной техники и объектов гражданской авиации;
° система сертификации взрывоопасных производств;
° система сертификации электросвязи;
° система сертификации средств защиты информации и др.; - систем обязательной сертификации групп однородной продукции:
° пищевых продуктов и продовольственного сырья;
° ручного огнестрельного оружия и патронов;
° электрооборудования (на соответствие стандартам МЭК) и др.;
° систем добровольной сертификации.
Каждая из этих систем имеет свои нормативно-методические документы, отражающие особенности сертификации определенного вида продукции.
- В организационную структуру РОСС входят:
- В РОСС осуществляются следующие функции:
- Схемы сертификации качества
- Схема 1
- Схема 2
- Схема 3
- Схема 4
- Схема 5
- Схема 6
- Схема 7
- Схема 8
- Схемы 9 — 10а
- Сертификация систем качества осуществляется
- Сертификация систем качества проходит в три этапа:
- В результате проверки могут быть сделаны следующие выводы:
В организационную структуру РОСС входят:
- национальный орган по сертификации — Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Госстандарт). Он возглавляет национальную систему сертификации;
- Федеральное агентство по аккредитации (Росаккредитация). Росаккредитация осуществляет функции национального органа Российской Федерации по аккредитации, а также функции по формированию единой национальной системы аккредитации и контролю за деятельностью аккредитованных лиц;
- центральные органы систем сертификации;
- региональные органы по сертификации — органы по сертификации конкретной продукции или услуг;
- испытательные лаборатории (центры), которые могут входить в структуру органов сертификации или могут получить аккредитацию и работать самостоятельно;
- органы государственного контроля и надзора;
- территориальные органы Госстандарта и местной исполнительной власти.
Научно-методическим центром национальной системы сертификации является Всероссийский научно-исследовательский институт сертификации (ВНИИС).
Основной принцип, заложенный в систему сертификации, — подтверждение соответствия независимой третьей стороной, которой и являются органы по сертификации.
В РОСС осуществляются следующие функции:
- сертификация продукции и услуг;
- аттестация производств;
- сертификация систем качества;
- инспекционный контроль за сертифицированной продукцией, услугами и аттестованными производствами, а также аккредитованными органами и лабораториями;
- аккредитация органов по сертификации продукции и услуг, по сертификации систем качества и аттестации производств, испытательных лабораторий (центров);
- подготовка и аттестация экспертов-аудиторов по сертификации и испытателей;
- ведение Государственного реестра системы по сертификации, аккредитации и испытаниям;
- информационное обеспечение;
- взаимодействие с международными организациями по сертификации.
По результатам проведения сертификации может быть выдан сертификат одного из видов:
- на образец;
- на продукцию;
- на товарную партию;
- на производство;
- на систему качества.
Предприятие-изготовитель получает лицензию на применение Знака соответствия (рис. 18). При обязательной сертификации маркирование продукции Знаком соответствия является обязательным.
Продукция, для которой подтверждено соответствие требованиям технических регламентов, маркируется Знаком обращения на рынке.
Изготовители продукции, подлежащей обязательной сертификации и реализуемой на территории России, обязаны:
- реализовывать эту продукцию только при наличии сертификата, выданного или признанного уполномоченным на то органом;
- обеспечивать соответствие реализуемой продукции требованиям нормативных документов, на соответствие которым она была сертифицирована, и маркировать ее Знаком соответствия;
- указывать в сопроводительной технической документации сведения о сертификации и нормативных документах, которым должна соответствовать продукция, для доведения этой информации до потребителя;
- приостанавливать или прекращать реализацию сертифицированной продукции, если она не отвечает требованиям нормативных документов, на соответствие которым сертифицирована, по истечении срока действия сертификата или в случае, если действие сертификата приостановлено либо отменено решением органа по сертификации;
- извещать орган по сертификации об изменениях, внесенных в техническую документацию или в технологический процесс производства сертифицированной продукции.
Сертификаты и аттестаты аккредитации в системах обязательной сертификации регистрируются в Государственном реестре систем сертификации.
Государственный реестр содержит сведения о центральных органах систем сертификации, об аккредитованных органах по сертификации и испытательных лабораториях, утвержденных системах сертификации однородной продукции и знаках соответствия, о сертифицированной продукции, аттестованных экспертах, документах, содержащих правила и рекомендации по сертификации.
Схемы сертификации качества
Международной организацией по стандартизации определены восемь возможных схем сертификации третьей стороной (табл. 9). Эти схемы различаются составом работ, выполняемых в процессе сертификации.
Схема 1
предусматривает проведение типовых испытаний представленного заявителем образца на соответствие установленным требованиям. Эта схема применяется при ограниченном, заранее оговоренном объеме выпуска продукции с ее реализацией в течение короткого промежутка времени. Выдается сертификат на продукцию. Этот вид сертификации является наиболее простым и требует сравнительно небольших затрат.
Схема 2
Основывается на проведении типовых испытаний образцов продукции с последующими периодическими контрольными испытаниями образцов, взятых из сферы торговли. Применение этой схемы дает возможность оценить наряду с качеством представленных образцов и качество серийно выпускаемой продукции. Этот метод также достаточно прост, хотя затраты в сравнении с предыдущим методом выше. Его недостатком является то, что констатация несоответствия продукции происходит после поступления продукции в реализацию.
Схема 3
Предусматривает проведение типовых испытаний образцов продукции с последующими периодическими испытаниями образцов, взятых со склада изготовителя перед отправкой в торговую сеть или потребителю. В отличие от схемы 2 контрольные испытания проводятся до поступления продукции в торговую сеть, что позволяет приостановить ее отгрузку при обнаружении несоответствия стандартам.
Схема 4
Основывается на проведении типовых испытаний образцов продукции с последующим контролем качества путем проведения периодических контрольных испытаний образцов, взятых как из сферы торговли, так и из производства.
Однако и в этом случае констатация несоответствия продукции требованиям стандартов осуществляется после того, как продукция изготовлена и на ее производство затрачены средства.
Схема 5
Предусматривает проведение типовых испытаний образцов продукции и оценку системы обеспечения качества продукции на предприятии с последующим контролем качества путем проведения периодических контрольных испытаний образцов, взятых из сферы торговли и из производства.
Этот вид сертификации позволяет не только установить качество продукции, но и оценить возможность предприятия выпускать продукцию требуемого уровня качества. По сравнению с предыдущими схемами сертификации схема 5 является наиболее сложной и дорогостоящей. Однако ее преимущество в том, что потребитель уверен в высоком уровне качества продукции. Выдаются сертификаты на продукцию и на систему качества.
Схема 6
Основывается только на проведении оценки систем производства и обеспечения качества продукции на предприятии. Этот вид иногда называют аттестацией предприятий изготовителей. При использовании данного вида сертификации оценивается исключительно способность предприятий выпускать продукцию установленного уровня качества. Эта схема используется, когда стандарт не регламентирует требования к конечной продукции (так как она может принимать различные формы), а лишь устанавливает требования к виду производства (например, предприятия общественного питания). Упрощенным вариантом этой схемы является сертификация производства. Выдается сертификат на систему качества или на производство.
Схема 7
Основывается на испытаниях выборок из каждой товарной партии продукции. Решение о качестве всей партии принимается по результатам испытаний выборки. Выдается сертификат на товарную партию. Применение этого вида сертификации связано с использованием методов статистического контроля качества.
Схема 8
Предусматривает проведение испытаний каждого изготовленного изделия на соответствие требованиям стандартов. При этом виде сертификации ответственность поставщика выше, чем при использовании всех предыдущих схем. Получают сертификат и маркируются только те изделия, которые успешно прошли испытания. Схема применяется для сертификации сложных изделий с длительным циклом изготовления.
Наиболее полной и совершенной является схема 5. Она получила наибольшее распространение в промышленно развитых странах мира и в международных системах сертификации. Эта схема описана в Руководстве ИСО/МЭК 28 «Общие правила для модели системы сертификации третьей стороной».
На практике используются и другие схемы сертификации, основанные на комбинации рассмотренных схем, особенно в национальных и региональных системах сертификации. Так, в системе РОСС в дополнение к рассмотренным приняты схемы сертификации, представленные в табл. 10.
Схемы 9 — 10а
основаны на использовании декларации поставщика о соответствии продукции установленным требованиям. Сертифицированная система качества рассматривается как один из весомых факторов конкурентоспособности фирмы, как на внутреннем, так и на внешнем рынке.
В мировой практике применяется не только сертификация продукции, но и аттестация и сертификация производств, технологических процессов, систем обеспечения качества.
Сертификация производств и систем качества подтверждает, что изготовитель способен стабильно обеспечивать заявленное им качество в реальных условиях своего производства и что свойства выпускаемого товара не ухудшаются в течение срока действия сертификата (обеспечивается стабильность качества).
Сертификат соответствия на систему обеспечения качества дает немало выгод и преимуществ. Он доказывает надежность партнера по бизнесу, в том числе и в отношениях с банками, которые охотнее предоставляют кредиты фирмам, чья система качества сертифицирована. Страховые компании отдают предпочтение таким фирмам при страховании от ущерба за некачественную продукцию. Сертификат на систему качества — весомый аргумент в пользу заключения контракта на поставку товара: предпочтение отдается поставщикам, имеющим сертифицированную систему качества.
При возникновении судебных исков, связанных с некачественной продукцией, сертификат на систему качества расценивается судом как одно из доказательств невиновности фирмы. Наличие сертификата на систему качества стало обязательным условием участия в различных тендерах. Сертификация системы качества положительно отражается и на внутренних делах предприятия: в процессе подготовки к сертификации системы качества приводится в порядок и совершенствуется управление предприятием и производством; облегчается процедура сертификации продукции.
Сертификация систем качества осуществляется
- при обязательной сертификации продукции, если это предусмотрено выбранной схемой сертификации этой продукции;
- при добровольной сертификации, если это продиктовано интересами заявителя.
Организация и проведение работ по сертификации систем качества осуществляется в рамках системы сертификации систем качества и производств, получившей название «Регистр систем качества».
Регистр систем качества представляет собой систему сертификации, построенную в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, правилами по сертификации, государственными стандартами, а также международными и европейскими правилами и процедурами.
В Регистре осуществляются:
- сертификация систем качества;
- сертификация производств;
- инспекционный контроль за сертифицированными системами качества и производствами;
- международное сотрудничество в области сертификации систем качества в интересах взаимного признания результатов сертификации.
Нормативно-методической основой сертификации систем качества и производств являются государственные стандарты:
- ГОСТ Р40.002—2000. «Система сертификации ГОСТ Р. Регистр систем качества. Основные положения»;
- ГОСТ Р40.003—2000. «Система сертификации ГОСТ Р. Регистр систем качества. Порядок проведения сертификации систем качества и производств»;
- ГОСТ Р40.005—2000. «Система сертификации ГОСТ Р. Регистр систем качества. Инспекционный контроль за сертифицированными системами качества и производствами»;
- ГОСТ Р ИСО/МЭК 62—2000. «Общие требования к органам, осуществляющим оценку и сертификацию систем качества».
Сертификация систем качества проходит в три этапа:
- предварительная оценка системы качества;
- окончательная проверка и оценка системы качества;
- инспекционный контроль за сертифицированной системой качества в течение срока действия сертификата.
Предварительная оценка системы качества осуществляется заочно по представленным заявителем документам. Целью ее является выявление потенциальной возможности сертификации и целесообразности проведения дальнейших работ на данном предприятии. На этом этапе заявитель представляет в орган по сертификации систем качества: заявку; документ о политике по качеству; руководство по качеству; анкетувопросник с ответами. Если анализ этих материалов имеет положительные результаты, то орган по сертификации заключает договор с заявителем о проведении окончательной проверки.
Окончательная проверка включает проверку: состояния и видов деятельности предприятия по управлению качеством; состояния производственной системы; качества выпускаемой продукции. Деятельность по управлению качеством проверяется на соответствие реально существующих на предприятии элементов обеспечения качества требованиям международного стандарта ИСО 9001 либо аналогичного государственного российского стандарта.
В результате проверки могут быть сделаны следующие выводы:
- система полностью соответствует установленным требованиям;
- система в целом соответствует требованиям, но обнаружены отдельные отклонения от стандарта;
- система не соответствует установленным требованиям.
В первом случае орган по сертификации выдает предприятию сертификат на систему качества после его регистрации в Государственном реестре. Во втором случае предприятию назначается срок для устранения обнаруженных несоответствий, после чего по его заявке сертификация продолжается, но по упрощенной схеме. При положительных результатах предприятие получает сертификат.
Если в процессе сертификации зафиксировано конечное число некритических несоответствий действующей системы требованиям стандарта, то орган по сертификации принимает решение о приостановке процедуры сертификации до момента устранения выявленных замечаний. После устранения несоответствий заявитель предоставляет в орган по сертификации отчет о выполненных мероприятиях. В случае выполненных мероприятий, достаточных для приведения системы качества в соответствие с установленными требованиями, орган по сертификации принимает решение о возобновлении процедуры сертификации.
Если в процессе сертификации зафиксированы критические несоответствия действующей системы требованиям стандарта, на устранение которых требуется длительный период времени, то орган по сертификации принимает решение об отказе в выдаче сертификата соответствия. После устранения выявленных несоответствий предприятие может подать заявку на сертификацию системы качества в любой орган по сертификации, аттестованный на данный вид деятельности.
Инспекционный контроль за сертифицированной системой качества проводится в двух формах: плановый (не реже 1 раза в год) и внеплановый. Основаниями для внепланового контроля являются: поступление в орган по сертификации сведений о претензиях к качеству продукции предприятия; введение существенных изменений в технологический процесс или в конструкцию (состав) продукции; изменение организационной структуры или кадрового состава предприятия.
Обязательная сертификация электрической энергии производится таким же образом, как и любой другой продукции.
Все что в этой “свежей” статье уже утратило силу