Капитальный ремонт электрических машин с заменой обмоток проводится либо централизованно — на электроремонтных предприятиях, либо децентрализованно — непосредственно на предриятии, где эксплуатируется двигатель или генератор. Электрор монтные предприятия оснащены специализированным технологиким оборудованием: намоточными и изолировочными станками и приготовления новой обмотки, установками для пропитки и сушки омотки, стационарными испытательными станциями и т. п., на ремонтных предприятиях отлажена технология Рероля и производства новых обмоток, система операционного контроля, позволяющая своевременно выявить некачественное выпол
нение той или иной операции, и имеются квалифицированные кадры обмотчиков и электрослесарей.
Благодаря этому централизованный ремонт выполняется в более короткие сроки, чем ремонт на месте установки электрической машины. Однако такая организация ремонта усложнена необходимостью транспортировки электрической машины на ремонтное предприятие и обратно. Сложность транспортировки, особенно двигателей и генераторов больших габаритных размеров, часто приводит к необходимости отказа от централизованного ремонта и проведения его на месте установки электрической машины.
Проведение ремонта электрических машин больших габаритных размеров с заменой обмоток на месте их эксплуатации требует особо тщательной подготовки, так как практически приходится организовывать заново весь ремонтный цикл. Для этого подготавливают ремонтную площадку, которую в зависимости от местных условий и объема ремонта подразделяют на несколько зон. В одной из них размещают статор и ротор ремонтируемой электрической машины. Здесь проводят демонтаж старой обмотки, очистку пазов от остатков изоляции, испытание и ремонт стали магнитопровода и на последней стадии ремонта — укладку катушек новой обмотки. Для заготовки изоляции и изготовления катушек новой обмотки отводится самостоятельная зона, закрытая от попадания в нее пыли и грязи из»других зон ремонтной площадки или из цеха предприятия. Рядом с ней обычно располагают прессы с подогревом для опрессовки и запечки пазовой изоляции, катушек. Для испытания высоким напряжением отдельных катушек после их изготовления и до укладки в пазы организуют испытательный участок, оборудованный необходимыми трансформаторами и измерительными приборами. Для испытания катушек после их укладки в пазы и для испытаний высоким напряжением всей обмотки испытательную установку монтируют в нужное время непосредственно у места расположения статора и ротора машины. При проведении испытаний высоким напряжением принимают все предписанные инструкциями меры по обеспечению безопасности персонала, включая установку временных ограждений места проведения испытаний.
Перед началом работы на ремонтной площадке должны быть
подготовлены все необходимые специализированные
инструменты, средства малой механизации, а также рабочие
верстаки и столы для заготовки изоляции, изолировочных работ,
установки для опрессовывания и запечки изоляции и другое обо
рудование. К ремонтной площадке необходим подвод сжатого воз
духа, кислорода, ацетилена и технической воды. Все зоны ремонт
ной площадки должны иметь достаточное освещение, электриче
скую подводку для выполнения сварочных работ и напряжения 12 В
для питания паяльников и переносных ламп. Необходим также пере
носный верстак с тисками для слесарных работ и заточный станок
для инструментов. Все такелажные работы при разборке и сборке
машины, а также установка или кантование статора в процессе
ремонта осуществляются только бригадой специально выделенных
такелажников.
Проведение такелажных работ персоналом, занятым на ремонте электрической машины, недопустимо.
Более прогрессивным методом организации ремонта электрических машин высокого напряжения является совмещенный, при котопом демонтаж старой и укладка новой обмотки, а также все работы связанные с ремонтом магнитопровода и всех механических деталей производятся на месте установки электрической машины, а новую обмотку изготовляют на специализированном электроремонтном предприятии. Такая организация позволяет использовать все преимущества централизованного ремонта при проведении наиболее ответственной при ремонте электрических машин высокого напряжения операции — изготовлении обмотки. Обмотка изготовляется в стационарных условиях при отлаженном технологическом процессе и при наличии квалифицированных кадров обмотчиков. Кроме того, сроки ремонта машины существенно сокращаются, так как отпадает трудоемкая работа по изготовлению обмотки во время проведения ремонтных работ, которая может быть выполнена заранее. Однако предварительное изготовление обмоток, вопервых, не позволяет использовать старую обмоточную медь и, вовторых, требует наличия заводских чертежей катушек обмотки.
Подготовка ремонтной площадки при такой организации несколько упрощается, так как отпадает необходимость в организации зоны для изготовления обмоток. Все остальные требования к оборудованию ремонтной площадки остаются такими же. Численность ремонтного персонала, непосредственно занятого на ремонте, существенно сокращается, так как основные изолировочные работы выполняются на ремонтном предприятии.