Эксплуатация электрических машин должна быть организована так, чтобы они находились в исправном работоспособном состоянии в течение всего срока работы, на который они рассчитаны. Это достигается не только соблюдением указанных в технической документации на двигатели и генераторы условий эксплуатации (нагрузки, колебаний напряжения в сети, температуры окружающей среды, ее влажности и т. п.), но и постоянным наблюдением за техническим состоянием машины, регулярном проведении технического обслуживания и плановопредупредительных ремонтов.
Система планово-предупредительных ремонтов (ППР) представляет собой комплекс работ по техническому обслуживанию и ремонту оборудования, выполнение которых позволяет обеспечить работоспособность электрических машин в течение всего срока их эксплуатации. Система ППР включает в себя техническое обслуживание, текущий и капитальный ремонты, профилактические и поелсремонтные испытания.
Техническое обслуживание электрических машин высокого напряжения предусматривает ежедневный контроль за соблюдением правил их эксплуатации, за температурой их отдельных частей, за температурой охлаждающей среды, наличием смазки в подшипниках, отсутствием ненормальных шумов и вибрации. При техническом обслуживании выполняют также мелкий ремонт, который можно закончить за время остановки основного технологического оборудования на техническое обслуживание и не требующий специальной более длительной остановки двигателя или генератора. Гак, во время очередного технического обслуживания могут быть заменены щетки, подтянуты контакты в коробке выводов, подрегулирована пускорегулирующая аппаратура и т, п.
Во время текущего ремонта выполняются все работы, предусмотренные программой технического обслуживания и, кроме того, для более детального осмотра и проверки состояния двигателя или генератора его отсоединяют от питающей сети и от приводного механизма. Электрическую машину полностью или частично разбирают, очищают внешние и внутренние поверхности и вентиляционные каналы магнитопровода. Очищают лобовые части обмоток статора и ротора и проверяют состояние изоляции обмоток и их крепления в пазовых и лобовых частях. При необходимости проводят мелкий частичный ремонт обмоток и окрашивают их покровным лаком. В фазных роторах асинхронных двигателей проверяют состояние бандажей. Во всех машинах проверяют состояние подшипников и в случае необходимости заменяют подшипники качения. У двигателей с подшипниками скольжения проверяют работу системы принудительной смазки. Если во время текущего ремонта обнаружены дефекты, которые не могут быть устранены в короткое время, отведенное на ремонт, оценивают степень их влияния на работу и дают заключение о возможности дальнейшей эксплуатации машины до очередного запланированного капитального ремонта или о необходимости проведения внепланового ремонта для устранения замеченной неисправности. Здесь необходимо заметить, что в электрических машинах и особенно в электрических машинах высокого напряжения очень часто даже мелкий дефект, не устраненный при его обнаружении, при дальнейшей эксплуатации может быстро развиться и привести к серьезной неисправности или даже к аварийному выходу машины из строя. Поэтому заключение о возможности эксплуатации двигателя или генератора с замеченной неисправностью делают чрезвычайно ответственно с учетом характера дефекта и срока, оставшегося до очередного запланированного ремонта.
Для проведения капитального ремонта двигатель разбирают полностью. Выполняют все операции, предусмотренные программой текущего ремонта. Чистят и промывают все детали, несущие механическую нагрузку (станину, детали крепления, вал, подшипниковые щиты, крышки подшипников, лопатки вентилятора и т. п.). Дефектные детали исправляют или заменяют новыми. Заменяют подшипники качения, а в машинах с подшипниками скольжения проверяют осевой разбег ротора и радиальные зазоры в подшипниках. Вкладыши подшипников, как правило, перезаливают. Дефектные обмотки, которые во время ранее проведенных ремонтов подвергались частичному ремонту, заменяют новыми. Для сокращения сроков ремонта катушки новой обмотки изготовляют заранее из обмоточного провода той же марки и размеров, что и в заводском исполнении. Если такой возможности нет, а обмотка требует замены только изза ухудшения состояния ее изоляции, то для изготовления новых катушек используют медь старой обмотки. В этом случае при демонтаже старых катушек стремятся насколько возможно сохранить их форму и конфигурацию. В процессе ремонта, не разгибая витков катушек, заменяют всю изоляцию обмотки, включая изоляцию проводников.
Осматривают и испытывают сталь сердечника статора. Выявленные неисправности и местные повреждения стали исправляют. После капитального ремонта в двигателе не должно остаться ни одной детали, износ которой превышал или даже был’ бы близок к предельно допустимому. Двигатель как бы «обновляется».
Программа испытаний, проводимых после капитального ремонта с заменой обмоток, практически не отличается от приемосдаточных испытаний новых электрических машин, выпускаемых заводом. На капитально отремонтированную электрическую машину устанавливают паспортную табличку с указанием организации, проводившей ремонт, времени его проведения и’паспортных данных двигателя или генератора.
Периодичность капитальных ремонтов двигателей высокого напряжения системой ППР не устанавливается. Она зависит от условий эксплуатации двигателей и обычно проводится 1 раз в течение трех—пяти лет. Вопрос о замене обмотки при капитальном ремонте электрической машины решается особо в каждом конкретном случае. Изоляция обмоток электрических машин высокого напряжения рассчитана на работу в течение 15—20 лет. За это время она не должна существенно изменить свои свойства. Однако в связи со специфическими условиями работы того или иного двигателя или генератора состояние изоляции его обмоток может ухудшиться ранее расчетного срока. В связи с этим при каждом ремонте электрической машины высокого напряжения и тем более, связанным с его разборкой, уделяют особое внимание оценке состояния ее изоляции. Частичный ремонт обмоток, т. е. замена или ремонт изоляции на отдельных участках, возможен лишь при общем достаточно хорошем состоянии изоляции всей обмотки. Полная замена обмоток требует, как правило, большого времени,.поэтому сроки остановки машины на ремонт должны быть увязаны со сроками ремонта основного оборудования предприятия. Кроме того, стоимость капитального ремонта двигателя или генератора с заменой обмоток приближается к стоимости такой же новой машины. Поэтому вопрос проведения капитального ремонта с заменой обмоток должен решаться с учетом местных условий и его экономической целесообразности.