Неудовлетворительное качество ремонта асинхронных двигателей приводит к ухудшению ряда их эксплуатационных параметров и во многих случаях к увеличению электропотребления.
Наиболее часто встречающимися причинами, обусловливающими это увеличение после некачественного ремонта, являются:
– уменьшение числа витков в фазе при сохранении неизменные сечения проводов фаз (при уменьшении числа витков на 10 % ток холостого хода двигателя возрастает на 25 %, а коэффициент мощности снижается на 6—8 %);
– увеличение числа последовательно соединенных витков в фазе и уменьшение сечения фазы, при этом потребление реактивной мощности понижается, но при номинальной нагрузке двигателя нагрев и температура обмотки увеличиваются;
– чрезмерно большой воздушный зазор между ротором и статором при сильном износе подшипников ротор двигателя может задевать при вращении за статор. Вместо смены подшипников иногда обтачивают ротор, что дает увеличение намагничиващего тока и уменьшение cos ф двигателя;
– сдвиг в процессе ремонта пакета активной стали ротора при недостаточно плотной запрессовке ее на валу. При таком сдвиге, достигающем 10 мм и более, усиливается магнитный поток рассеяния, что приводит к повышенному потреблению реактивной мощности и снижению cos ф электродвигателя на 0,15-0,3;
Некачественный ремонт может стать также источником неисправностей, характерной особенностью которых является повышенное электропотребление. К таким неисправностям приводят:
— слабая посадка стержней в пазах ротора двигателя, в результате чего возникает вибрация, разрушающая стержни короткозамкнутой обмотки, что вызывает увеличение тока, потребляемого двигателем из сети;
— неравномерное расположение лобовых частей обмотки ротора, приводящее к дисбалансу ротора и быстрому выходу из строя подшипников;
— выполнение механических работ после укладки обмотки, что может стать причиной повреждения изоляции;
— некачественная пайка, при которой наблюдается нагрев об-моток и выход их в дальнейшем из строя;
— устройство некачественной изоляции обмоток. Среди существующих типов изоляции, применяемых для ремонта электрических машин, наиболее совершенной является тепло- и влагостойкая на кремнийорганических лаках, а также пленочная изоляция. Используя при ремонтах стекловолокно, синтетические пленки взамен льняных хлопчатобумажных тканей, можно повысить рабочую температуру обмоток, а следовательно, и мощность электрических машин без изменения заполнения пазов.