Задачи управления качеством электроэнергии

Управление качеством продукции — это не просто контроль качественных параметров и причин их отклонений. Это управленческая деятельность, охватывающая жизненный цикл продукции, системно обеспечивающая стратегические и оперативные процессы повышения качества продукции и функционирования самой системы управления качеством.

Из основ менеджмента известно, что разделение труда по мере развития производственных отношений привело к выделению специфических трудовых процессов — процессов управления. Менеджмент (управление) — воздействие одного лица или группы лиц (менеджеров) на другие лица для побуждения к действиям, соответствующим достижению поставленных целей при условии принятия менеджерами ответственности за результативность воздействия.

Менеджмент качества — скоординированная деятельность по руководству и управлению организацией применительно к качеству.

Основные задачи управлением качества электроэнергии (КЭ) можно представить в виде круга качества (рис. 13). Круг качества описывает основные процессы, обеспечивающие не только соответствие показателей качества электрической энергии, но и их стабильность во времени.

Основные процессы управления качеством электроэнергии:

Мониторинг — исследование рынка.

Прогнозирование основных направлений развития городов, населенных пунктов,

Задачи управления качеством электроэнергии
промышленных предприятий и т. д. Ошибки мониторинга развития энергосистемы в дальнейшем ведут к значительным капитальным затратам на строительство дополнительных подстанций, увеличению (или уменьшению) пропускной способности трансформаторов и ЛЭП и т. д.

Проектирование развития генерирующих и (или) сетевых объектов.

Проектирование энергосистемы определяет ее будущие технические возможности обеспечения качественной электроэнергией и надежной работы. Поэтому от правильности выполнения данного процесса будет зависеть потенциальная возможность:

  •  дальнейшего развития системы электроснабжения без значительных материальных затрат на реконструкцию уже эксплуатируемых сетей;
  • обеспечения гибкости системы электроснабжения, а именно регулирования режимами, обеспечения надежности электроснабжения, компенсации нежелательных искажений и т. д.;
  • контроля показателей качества электроэнергии в режиме реального времени.

Заключение договоров с поставщиками материально-технического обеспечения.

Правильность выполнения данного процесса обеспечивает:

  • соответствие построенной системы электроснабжения принятым проектным решениям;
  • надежность функционирования как отдельно взятого оборудования, так и системы электроснабжения в целом.

Присоединение новых потребителей к электрическим сетям.

Процедура присоединения новых потребителей определяет электромагнитную совместимость эксплуатируемого и вновь подключаемого оборудования. Поэтому основными задачами при выдаче технических условий на технологическое присоединение являются:

  • определение степени влияния нагрузки подключаемого потребителя на действующий закон регулирования напряжения в распределительной электрической сети, в целях нахождения элементов сети, технические требования которых перестанут удовлетворять установленным требованиям, после выполнения присоединения потребителя (например, перегрузка трансформатора, значительные потери напряжения на отдельных участках ЛЭП и т. д.). В случае выявления таких элементов распределительной сети требуется до подключения присоединяемого потребителя проведение их реконструкции;
  • классификация электроприемников подключаемого потребителя (на искажающие или неискажаюшие) в целях предотвращения превышения нормируемых показателей качества электроэнергии в точке общего присоединения. В случае если электроприемники являются искажающими, необходимо предусмотреть на этапе проектирования системы электроснабжения потребителя устройство компенсации искажений;
  • предупреждение подключаемого потребителя о возможных уровнях перенапряжений, импульсов напряжений, частоты появления провалов напряжения, в целях разработки приемлемых технических решений на стадии проектирования системы электроснабжения потребителя, в случае если оборудование подключаемого потребителя не соответствует указанным показателям качества и потребитель при этом несет значительный материальный ущерб.

Заключение договоров с субъектами электроэнергетики и конечными потребителями

Заключение договоров с субъектами электроэнергетики и конечными потребителями — процесс, определяющий права и обязанности субъектов рынка электроэнергии при осуществлении технологического процесса производства, передачи, распределения и потребления электроэнергии. В связи с разделением этих функций на сегодняшний день, как правило, проблема обеспечения качества электроэнергии ложится на плечи распределительных сетевых компаний, что является не совсем верным, так как энергосистема — это единый организм и результат работы (качество электроэнергии и надежность электроснабжения) зависит от каждого субъекта рынка электроэнергии: и от генерирующей станции, и от сбытовой компании, и от потребителя.

Управление технологическим процессом

Управление технологическим процессом включает в себя управление процессами производства, передачи и распределения электроэнергии. При управлении технологическим процессом выявляются все несоответствия, допущенные при выполнении ранее описанных процессов. Управление технологическим процессом позволяет влиять на показатели качества электроэнергии в реальном времени. Однако следует отметить, что в существующих электроэнергетических системах возможности регулирования зачастую сведены к минимальным или отсутствуют вовсе изза несоответствий, допущенных при выполнении ранее описанных процессов, требований, правил технической эксплуатации электрооборудования, несоблюдения сроков ремонта и замены оборудования и т. д.

Мониторинг процессов и контроль качества электроэнергии

Мониторинг процессов и контроль качества электроэнергии — это процедура сбора информации о соответствии всех вышеописанных процедур установленным требованиям (утвержденным на предприятии организационнометодическим документам, действующей нормативноправовой базе и т. д.), а результатов измерений показателей — качеству требованиям ГОСТ.

Анализ и улучшение качества электроэнергии подразумевает:

  • анализ результатов мониторинга процессов управления качеством и контроля качества электроэнергии;
  • анализ поступивших жалоб от потребителей;
  • разработку организационных, технических мероприятий и корректировку методической базы в целях улучшения как системы управления качеством электроэнергии, так и самих показателей качества электроэнергии.

Из всего вышесказанного следует, что при создании системы управления качеством электроэнергии (или системы менеджмента качества) в рамках одной распределительной системы сложно обеспечить у конечного потребителя электроэнергии качество поставляемого товара и стабильность его во времени.

Система управления качеством продукции должна предусматривать совокупность взаимосвязанных организационных, технических, экономических и социальных мероприятий по обеспечению целей управления качеством продукции.

Система управления качеством продукции охватывает коллективы людей, технические устройства, материальные средства и массивы (потоки) информации.

Системный подход к вопросам управления научноисследовательской или проектноконструкторской организацией, промышленным (производственным), ремонтным или другим эксплуатационным предприятием (объединением) требует рассматривать систему управления качеством продукции как неотъемлемую, а не автономную часть управления организациями и предприятиями. Поэтому управление качеством продукции на уровне отдельной организации (отдельного предприятия) организационно не может осуществляться независимо от управления объемом производства (ремонта) данной продукции.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Все об энергетике, электротехнике и электронике
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: