Режим работы сетей 6-35кВ с изолированной нейтралью известны своими достоинствами и недостатками. Один из главных фактор, определяющих их применение – это возможность работы при однофазном коротком замыкании (далее ОКЗ). При таком режиме воздушная линия может работать до нескольких дней, однако данный режим является авариным для ЛЭП, и чем быстрее ОКЗ будет локализовано и устранено, тем лучше.
Поиск таких повреждений как ОКЗ в сети с изолированной нейтралью – задача эта не простая, так как токи при ОКЗ значительно меньше рабочих токов (единицы ампер) и поиск таких повреждений осложняется именно возможностью фиксации таких токов.
И до настоящего времени наиболее эффективным способом обнаружения повреждения ЛЭП при ОКЗ являлся обычный обход и визуальным контролем целостности проводов и арматуры опор.
В настоящее время на рынке электроэнергетики появились новые устройства, позволяющие с высокой достоверностью определить конкретную линию электропередачи и поврежденную фазу. Компания Horstmann разработала специальные датчики воздушной линии с автономным питанием Smart Navigator 2.0, которые способны в автоматическом автономном режиме или на месте установки на самой ЛЭП или непосредственно в диспетчерскую передавать информацию о состоянии линии. А именно, они обеспечивают:
- Удаленный мониторинг измеряемых величин – высокая точность измерения тока, потокораспределения нагрузки и температуры проводника;
- Удаленную связь WAN – на мачте не требуется устанавливать какое-либо устройство, быстрая и простая установка снижает затраты;
- Удаленную настройку и обновление через iHost или локально через USB-передатчик.
Важно отметить, что минимальный ток фиксации повреждения линий электропередачи составляет 7 Ампер, что достаточно для фиксации самых удаленных от источника питания токов однофазных замыканий на землю.
Это позволяет сократить поиск аварийного режима с нескольких часов до нескольких минут и оперативно отключить поврежденную линию. Максимальные продолжительные токи ОКЗ фиксируемые датчиками составляю 1200 Ампер. Кратковременные, до 3 секунд, перегрузки датчика могут достигать 25кА.
Данные датчики состоят из мощного светодиодного индикатора, который хорошо виден даже в солнечную погоду с опор воздушной линии. Для питания самого индикатора в нормальном режиме не требуется дополнительный источник – питание датчика осуществляется от самой воздушной линии. Для питания датчика при авариях (обрыве или обесточивании провода) индикатор оснащен малогабаритным литиевым аккумулятором, которого хватает на несколько часов работы. Это позволяет оставаться датчику в работе даже при полном отключении линии электропередачи.
- Для организации связи датчиков Smart Navigator 2.0 с диспетчерской службой используются сотовые сети связи 3G или 4G. Каждый датчик может быть оснащен приемо-передатчиком, который на прямую передает данные в SCADA систему с помощью: WAN, через модем сотовой связи 4G или
- Беспроводного радиочастотного устройства небольшого радиуса действия 868/915 МГц (расстояние 100 м).
При этом нет необходимости установки дополнительного оборудования связи на опорах воздушной линии.
Датчики фиксации повреждения могут передавать следующие типовые сообщения:
- Обнаружение повреждения;
- Потеря тока/напряжения на линии;
- Величина аварийного тока и его продолжительность.
Применение индикаторов короткого замыкания Horstmann на воздушных линиях электропередачи позволит уменьшить время поиска и устранения аварийных режимов, включая ОКЗ с малыми токами, повысит видимость линии для диспетчерской службы и тем самым значительно повысит надежность работы всей ЛЭП.