При проведении электромонтажных работ часто возникает вопрос о цветовой кодировке проводов.
Раньше, как это было в «застойные» времена, использовались только белые, реже черные нити.
Поэтому определение фазы или нуля в электрической сборке занимало много времени. Мне пришлось заручиться помощью индикаторов напряжения и различных аналоговых и цифровых устройств.
Чтобы этого избежать, необходимо привести цветовую кодировку кабелей и шин к единому стандарту.
И, как всегда, обратимся к нормативным документам, а именно к ПУЭ, Глава 1, п. 1.1.29 и п. 1.1.30. Четко сказано, что идентификацию проводов проводов и шин цифровыми цветами или обозначениями следует использовать в соответствии с ГОСТ Р 50462-92.
А что написано в этом ГОСТе?!
Согласно п. 3.1.1 ГОСТ Р 50462-92 для обозначения проводов и шин могут использоваться следующие цвета: черный, коричневый, красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, синий, серый, белый, розовый, бирюзовый.
Согласно ПУЭ п. 1.1.29:
- нулевые рабочие проводники (N) должны быть синего цвета
- совмещенные нулевой рабочий и нулевой защитный (PEN) проводники должны быть синего цвета по всей длине и желто-зелеными полосами на концах
- нейтральные защитные проводники (PE) и защитные заземляющие провода должны быть желто-зеленого цвета
И все остальные цвета, кроме синего (синего) и желто-зеленого, можно использовать в качестве фазных проводов.
На фотографиях ниже видно, что фазовые жилы белые.
Цветовая маркировка проводов и шин при переменном трехфазном токе
Согласно ПУЭ п. 1.1.30 при переменном трехфазном токе шины фазы А должны быть желтыми, фаза В – зелеными, фаза С – красными. Это легко и просто запоминается в виде аббревиатуры «ЖЗК», например желтый, зеленый, красный.
Для наглядности приведу несколько примеров.
Система сборных шин напряжением 10 (кВ).
Два измерительных трансформатора НОМ-10 (кВ).
Выходное питание распределительной подстанции напряжением 500 (В).
Выходная секция питателя 400 (B).
Как видно, в представленных примерах полностью соблюдена цветовая кодировка шин трехфазного переменного тока.
Цветовая маркировка проводов и шин при переменном однофазном токе
Согласно ПУЭ п. 1.1.30, при однофазном переменном токе шина фазы B, подключенная к концу обмотки питания, должна иметь красный цвет, а шина фазы A подключена к началу источника питания обмотка должна иметь желтый цвет.
Кстати, если однофазные шины являются ответвлением трехфазной системы тока, то они обозначаются согласно требованиям цветовой кодировки трехфазной системы.
Цветовая маркировка проводов и шин при постоянном токе
Согласно ПУЭ п. 1.1.30 при постоянном токе положительная («плюс») шина должна быть красной, отрицательная («минусовая») шина – синей, а рабочий ноль («М») – синим.
Для примера приведу экран постоянного тока (DC) = 220 (В).
А это выводы прямиком из батареи.
Дополнение
С 01.01.2011 г отменен ГОСТ Р 50462-92, указанный в начале статьи. Вместо этого вступил в силу ГОСТ Р 50462-2009, в котором некоторые пункты противоречат предыдущему ГОСТу. Например, в пункте 5.2.3 указано, что для фазных проводов предпочтительны следующие цвета:
- серый
- коричневый
- чернить
Для наглядности публикую фото распределительного щита одной из банков, на котором мы проводили электромонтаж.
На мой взгляд, принятая ранее маркировка «ЖЗК» более наглядна.
В однофазной сети коричневый цвет является предпочтительным цветом для фазного проводника. Следовательно, если однофазная сеть является ответвлением трехфазной сети, цвет фазового провода должен совпадать с цветом фазового проводника трехфазной сети.
Также изменена цифровая маркировка цепей постоянного тока (п. 5.2.4):
- коричневый – положительный полюс (+)
- серый – отрицательный полюс (-)
- синий – центральный проводник (М)
Внимание!!! Хочу предупредить, что нет необходимости сейчас запускать и изменять имеющуюся разметку. Ведь когда были введены конструкции, старый ГОСТ Р 50462-92 еще действовал. Но при вводе в эксплуатацию новых электроустановок нельзя не учитывать ГОСТ 50462-2009.
Если по какой-либо причине невозможно пометить провода и шины в соответствии с вышеуказанными требованиями, можно использовать любой цвет. Но необходимо обернуть концы жил изолентой, клеем, положить на холст или термоусадочные трубы соответствующего цвета, например, так:
И по традиции посмотрите видео по материалам этой статьи:
PS Уважаемые коллеги, Прошу соблюдать требования по цветовой кодировке кабелей и шин при проведении электромонтажных работ. Будем уважать друг друга.
Если статья была вам полезна, поделитесь ею с друзьями:
Может кому пригодится. Есть руководящий документ
СП 256.1325800.2016 ЭЛЕКТРОУСТАНОВКИ ЖИЛЫХ И ОБЩЕСТВЕННЫХ ЗДАНИЙ. ПРАВИЛА ПРОЕКТИРОВАНИЯ И МОНТАЖА
14.10 Фазные проводники, а также нулевые защитный и рабочий проводники РЕ и N, совмещенный нулевой и защитный РЕЛ/-проводник должны различаться маркировкой или цветом по ГОСТ Р 50462.
П р и м е ч а н и е — Маркировка шин с помощью цветов, установленная в стандарте, отличается от применяемой в Российской Федерации на протяжении нескольких десятилетий. Поэтому, во избежание электротравматизма, рекомендуется при применении цветовой маркировки шин по ГОСТ Р 50462—2009 на дверцах ВРУ и ГРЩ размещать надпись: «Фазные шины промаркированы по ГОСТ Р 50462—2009 коричневым, черным и серым цветами».
Извиняюсь, все фото ч/б.