Закупки оборудования и надежность энергосистем

Закупки оборудования и надежность энергосистем 2

Компания ЗАО «ФЕНИКС-88» — активный участник рынка энергетического оборудования с начала 90-х годов. Это годы серьезных преобразований, происходящих в энергетике, которые вызывают и еще долго будут вызывать различную реакцию, дискуссии о результатах и возможных последствиях и сопровождаются изменениями, происходящими в закупках энергетического оборудования. Опыт ежегодного участия в десятках проводимых различными энергокомпаниями открытых и закрытых конкурсов, тендеров, запросов котировок и т.д. позволяет сказать, что рынок энергооборудования за последние 2-3 года изменился больше, чем за все предыдущие годы реформ. С введением новых форм закупок и торгов произошло увеличение конкуренции поставщиков, рынок стал информационно более открытым для всех участников, снизились и продолжают снижаться закупочные цены, есть реальная экономия средств у энергокомпаний. Значительно усложнились возможности проведения торгов в интересах определенного заранее победителя или по заранее написанному сценарию.

Теряют интерес к рынку энергооборудования некоторые компании-поставщики (в основном посредники), которые были ориентированы на быстрые и высокие доходы. Последствия проведенных преобразований безусловно являются большим достижением, примером для других отраслей и благом для экономики страны, повышают конкурентоспособность промышленности.

Энергобезопасность, надежность и бесперебойность энергообеспечения потребителей признаны одним из основных приоритетов развития энергетики. Это многофакторная задача, требующая политических, организационных, финансовых и других решений. Совершенно ясно при этом, что энергокомпаниям необходимо надежное энергооборудование. Экономисты подтвердят, что лучше (по разным причинам), чтобы оно в основном было российским. Допустим, что есть компании, которые производят и готовы производить такое оборудование. Они должны затратить средства на разработку оборудования, многочисленные испытания, иногда за рубежом, в частности из-за того, что просто нет испытательного центра в России и СНГ, способного провести такие испытания, получить и подтвердить различные аккредитации, сертификаты, акты приемки, лицензии, согласовать ТУ, подготовить квалифицированный производственный и инженерный персонал, найти поставщиков качественных сырья и комплектующих, обеспечить постоянный входной контроль этого сырья и комплектующих, отслеживать новые тенденции и разработки для поддержания конкурентоспособности, быть информационно заметными на рынке, проводить семинары, конференции и т.д. Затем эти производители должны прийти на тендер и попытаться его выиграть. При определении результатов тендера в подавляющем большинстве случаев сегодня решающим фактором является наименьшая цена. Выиграть тендер могут такие компании-производители, которые не утруждаются многолетними разработками, испытаниями и т.д., получили сертификат не от ведущих сертифицирующих организаций, а где-нибудь на глубокой периферии (испытания провели еще дальше), производят продукцию в арендованном гараже силами гастарбайтеров и продают под регулярно, через 2-3 года, обновляющимися названиями. Именно подобные компании могут дать скидку даже в 50 % от существующих на рынке цен! К сожалению, это не фантазии, а абсолютная реальность для рынков ограничителей перенапряжений, трансформаторов малой мощности, щитовой продукции и т.д.

Энергокомпании не имеют никаких оснований не признать этого участника победителем, так как он формально соответствует всем требованиям конкурса. Дальнейшие разбирательства грозят энергокомпании тратой значительных усилий и времени на проверку информации, жалобами со стороны победителя конкурса, судебными разбирательствами и т.п. Вопросы же о расчетном сроке службы оборудования в 20-30 лет, гарантийных обязательствах в течение 5-7-10 лет и другие задать будет в итоге просто некому, а к невысокой стоимости закупленного оборудования придется добавить затраты на замену за свой счет вышедшего из строя или ликвидацию последствий аварийной ситуации. Безусловно, у энергокомпаний есть возможность вводить в конкурсную документацию обязательные требования к продукции и производителю, есть возможность давать преференции постоянным и хорошо зарекомендовавшим себя партнерам, но, к сожалению, ни такие требования, ни преференция в размере 5 или 10 (максимум) процентов не являются сегодня серьезной преградой для производителей и поставщиков, стремящихся любой ценой попасть на рынок. Да и преференции даются очень редко, и размер их никак не покрывает разницы в затратах на производство качественного оборудования и «продукции, напоминающей оборудование».

Следует отметить, что есть еще резервы снижения затрат при сохранении достигнутого уровня качества, уровень производительности пока гораздо ниже, чем у ведущих мировых производителей. Но для того, чтобы сегодняшняя экономия на закупках не обернулась проблемами с надежностью энергоснабжения в ближайшие же годы, не обернулась деградацией в сторону низкого качества производителей, которые сегодня считают качество безусловным приоритетом, необходимо срочно вносить коррективы в закупочные процедуры. Причем не стоит уповать только на всемогущую регулирующую роль рыночных механизмов. Очевидно, что проблему очистки рынка от недобросовестных производителей могли бы решить добровольные ассоциации производителей, независимые испытательные центры, доступность данных о выходах из строя оборудования. Но реформирование закупок идет очень высокими темпами, рынок действительно уже стал другим, а сильных и крупных производителей, готовых взять на себя дополнительную общественную нагрузку в плане создания ассоциаций и т.д., пока немного. Они просто не успели еще в достаточном количестве появиться, вырасти и окрепнуть. И есть опасность, что и не появятся при сохранении существующего положения. Пока же производители оборудования каждый спасается как может: кто-то пытается лоббировать свои интересы в высоких кабинетах, кто-то надеется на общественный здравый смысл. Необходимо объединение усилий всех заинтересованных в решении проблемы сторон при активной ведущей роли проводников государственной линии в энергетике (ОАО «ФСК ЕЭС», ОГК, ТГК,…), которая могла бы выражаться в создании независимых испытательных центров, например, с участием ведущих международных испытателей, в изучении и внедрении мирового опыта организации закупок технически сложной продукции, в стимулировании создания ассоциаций производителей, в сборе и публикации информации о выходах из строя энергооборудования. На основании обсуждения со многими специалистами электросетевых и генерирующих компаний можно высказать ПРЕДЛОЖЕНИЕ, способное сгладить остроту проблемы и снизить риски от поставок некачественного оборудования. Предлагается создать платформу для добровольного партнерства заказчиков и производителей оборудования (см. рисунок). Производитель — потенциальный поставщик оборудования, участвовавший в тендере (закупочной процедуре), но не ставший победителем-поставщиком энергокомпании (на рисунке это — Производитель Z), может обратиться к ее руководству с предложением. Руководство энергокомпании может произвести выборку образцов оборудования, поставленных победителем тендера (поставщиком оборудования) на склад энергокомпании.

Закупки оборудования и надежность энергосистем 1 Цель выборки — дополнительные испытания данных образцов на соответствие требованиям, заявленным производителем и предъявленным энергокомпанией. Производитель Z, также участвовавший в закупочной процедуре, но не получивший статус поставщика, может организовать и профинансировать данные испытания, в том числе и оплатить энергокомпании стоимость испытуемых изделий. В этом суть предложения по партнерству энергокомпании и потенциального поставщика аналогичного оборудования как третьего лица. Выбор авторитетных аккредитованных испытательных центров производится по согласованию заинтересованных сторон.

Дополнительные испытания образцов поставленного в энергокомпанию оборудования, на наш взгляд, имеют пять важных достоинств.

1. Они повышают ответственность поставщика за качество поставляемого оборудования. В случае, если до участия в тендере он информирован о возможности указанного партнерства (о возможности независимой выборочной экспертизы его оборудования, поставляемого заказчику), то производитель будет требовательнее отбирать изделия для поставки.

2. Руководство заказчика может рассчитывать на большую прозрачность отношений своих исполнителей с поставщиками, так как дополнительные испытания объективны. Они опираются на заключения независимых аккредитованных испытательных центров и инициированы лицом, заинтересованным в повышении качества поставляемого оборудования.

3. Эти мероприятия являются бесплатными для энергокомпании, так как организационные и финансовые расходы берет на себя третье лицо — потенциальный поставщик аналогичного оборудования.

4. Повышается роль общепризнанных испытательных центров в системе менеджмента качества электроэнергетики, ее «тонкой настройки» на задачи надежности и безопасности.

5. Принятые как разрешенные и рекомендуемые РАО ЕЭС России мероприятия снижают риски, связанные с приобретением энергокомпаниями оборудования ненадлежащего качества как отечественных, так и зарубежных производителей. Если сообщество заинтересованных специалистов-эксплуатационников сочтет внедрение предложенного добровольного партнерства полезным, то предлагаем руководству РАО ЕЭС России легитимизировать его, например, через включение положения о партнерстве в типовые условия конкурсной документации закупок электротехнического оборудования.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Все об энергетике, электротехнике и электронике
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: